...Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню.
К. Маркс.
На всех уровнях жизни биологические структуры подкупают не только соответствием их формы определенным условиям среды, но и отработанными схемами регуляции жизненных процессов. Такое совершенство возникло не сразу. Оно развивалось и усложнялось в процессе длительной эволюции. И не только ради научного интереса, а больше ради практического применения мы должны понять взаимодействия и взаимоотношения биологических структур с процессами их регуляции.
Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается или ничего не сделано. Биологическая наука уже располагает огромным теоретическим материалом, часть которого нами уже использована в предыдущих главах.
Следует, однако, отметить и то, что такими возможностями не располагали авторы единой науки. Именно по этой причине выдвинутая ими идея создания естественноисторической формации осталась красивой мечтой. Только к настоящему времени накопленный богатый теоретический материал дал нам возможность понять общую схему регуляции жизненных процессов и подвел нас к тому, чтобы перебросить мостик от биологического, в развитии природы, к социальному в развитии человека.
Для решения этой задачи необходимо выяснить соотношение между общебиологическими структурами и структурами их регуляции. Это необходимо сделать для того, чтобы понять, какие структуры являются первичными, а какие вторичными. Практически это следует понимать таким образом: или возникшая биологическая структура совершенствует процессы регуляции, или процессы регуляции совершенствуют биологические структуры.
Для биосоциальной регуляции соотношение этих структур имеет первостепенное значение. Создавая такую систему, мы должны четко представлять, какие структуры создавать первыми, какие из них должны быть приоритетными, а какие совершенствовать на их основе. Для создания этой системы нам придется рассмотреть соотношения между производственными структурами и структурами управления, или регуляции жизненных процессов человека.
Чтобы правильно подойти к этому вопросу и понять его эволюционную значимость, необходимо использовать накопленный опыт развития природы.
В естественной среде эти соотношения, на первый взгляд, плохо различимы. Их можно обнаружить только по конечному результату в развитии жизни на Земле.
Согласно теории А. И. Опарина, на планете, на одном из этапов ее длительной эволюции, прежде всего, возникли условия, то есть определенная среда, в которой стало возможным и даже неизбежным возникновение жизни.
Первым шагом на этом пути был небиологический синтез органических молекул. Эта гипотеза в настоящее время уже доказана экспериментально. Но более убедительным доказательством существования жизни на уровне молекул является открытие прионов, о которых речь уже шла. Эти организмы интересуют нас потому, что они не имеют специализированных структур регуляции. Белковые молекулы, из которых они состоят, обладают физическими и химическими свойствами. Это и есть их регуляторные возможности.
Из этой биорегулирующей особенности и вытекает очень важный вывод. Его суть заключается в том, что в начале возникает структура, а далее, на ее основе, формируются регуляторные схемы. Прионы, не имеющие специализированных структур регуляции, являются прекрасным доказательством этого примера.
Развитие жизни на молекулярном уровне не остановилось, и в дальнейшем возникли более совершенные структуры. Ими стали доклеточные формы жизни. Дошедшие до нас вирусы имеют уже специализированные структуры регуляции. Ими являются простейшие молекулы нуклеиновых кислот. Это говорит о том, что более совершенным биологическим структурам соответствуют и более совершенные схемы регуляции их деятельности.
На еще более высоких уровнях развития жизни понять соотношения в совершенствовании биологических и регулирующих их структур возможно только с позиций функционально-структурных модификаций.
Именно они наглядно показывают как функциональная деятельность, в определенных условиях среды, совершенствует все структуры организма и поднимает их на более высокий уровень развития, в том числе и на более высокий уровень регуляции. Например, усложнение биологических структур высших организмов привело к возникновению новых форм и схем их регуляции.
На определенном этапе эволюции возникла гуморальная и нервная система. Развитие нервной структуры привело к тому, что высшая ее деятельность стала обеспечивать организмам осознанное поведение во взаимоотношениях с окружающей средой.
Краткий анализ соотношения биологических и регулирующих структур говорит о том, что на эволюционно возникшей, более совершенной биологической структуре, развивается и более совершенная схема ее регуляции.
При организации биосоциальной модели развития человеческого общества "достижения" живой природы имеют большое значение и могут быть использованы практически. Для более полного понимания и разумного использования этих достижений живой природы необходимо только учесть некоторые моменты.
Первый заключается в том, что эволюционно возникшая форма регуляции в дальнейшем развитии жизни не исчезает, а, как правило, совершенствуется и прослеживается до ее самых высокоорганизованных структур.
Примером могут служить возникшие еще на доклеточных уровнях жизни молекулы типа современных ДНК и РНК. Именно они, совершенствуясь и усложняясь, прошли эволюционный путь до самой высокоорганизованной биологической структуры, которой является сам человек.
На более поздних этапах эволюции особенно большие изменения претерпела нервная регуляция. Процесс ее развития и совершенствования происходил особенно быстро, так как она обеспечивала взаимосвязи организма с окружающей средой. Ре эволюционный путь прослеживается от небольшого комплекса специализированных клеток до головного мозга современного человека.
Процесс усложнения и совершенствования этой формы регуляции не остановился и не остановится до тех пор, пока этому будет способствовать ситуация во взаимосвязях организма с окружающей средой. Нам, естественно, не безразлично знать, по какому пути в дальнейшем пойдет процесс развития этой структуры. До нашего времени условия среды складывались благоприятно, так как способствовали благоприятному развитию этого жизненно важного органа. Сейчас ситуация в среде начала меняться не в пользу человека, и только мыслящее существо должно взять эту проблему на себя и поправить положение.
Вторым важным моментом, который необходимо учитывать при организации биосоциальной системы, является "равноправие" структур регуляции на всех уровнях развития жизни.
Примером может служить хромосомный набор любого организма. В 46 - хромосомном наборе человека нет хромосом главных, хромосом - повелителей, так же как и нет хромосом подчиненных. Все они выполняют свои определенные функции. Однако дифференциация имеет место. Одни гены, из которых состоят хромосомы, могут функционировать более активно, а другие более пассивно. В данной ситуации проявляются принципы доминирования, а не командный стиль руководства. Доминантные гены просто берут на себя больше функций в силу того, что в данных условиях среды их деятельность более необходима, чем деятельность противоположных им рецессивных генов.
Такое взаимоотношение в регулирующих структурах обеспечивает четкую функциональную деятельность всего биологического комплекса и согласовывает его работу с факторами среды обитания. Эти взаимоотношения находятся в динамике, то есть постоянно развиваются и совершенствуются, а поэтому совершенствуются отдельные индивидуумы и весь биологический комплекс планеты Земля.
Человек, в процессе своей эволюции, входил в этот комплекс и развивался как все другие организмы, но только более ускоренными темпами. Это дало ему возможность подняться над всей остальной природой и противопоставить себя ей. Противопоставление и нарастающая изоляция привели к возникновению целого ряда проблем и, прежде всего, проблемы самого человека.
Человек оказался в самой искусственной среде, которая могла только быть за всю его эволюционную историю. По мере его дальнейшего движения вперед искусственность среды нарастает.
В этих условиях человеку ничего не остается, как повернуться опять к природе и вписать свою деятельность в ее сложный механизм. При этом человеку не придется возвращаться к своему первобытному образу жизни, а только стать полноправным членом природы. Для этого он и должен использовать эволюционный опыт природы и по ее схеме организовать свою биосоциальную жизнь, то есть целенаправленно вести всю свою деятельность и направить ее на прогресс не только всего человечества, но и на сохранение и приумножение богатств планеты.
Для реализации поставленной задачи нам уже сейчас необходимо использовать имеющиеся знания в организации биологических структур природы, а в дальнейшем использовать все то, что будет еще открыто и изучено. Перспектива в этом направлении очень большая и очень заманчива. Мы еще мало знаем о структурах различных уровней жизни. Среди них есть структуры, способные самостоятельно существовать и обладающие собственными, хорошо развитыми системами регуляции жизненных процессов. К ним относятся живые организмы различных уровней организации.
Есть и другая группа структур, которая не обеспечивает жизнедеятельность отдельному организму, но без которых развитие жизни невозможно. Например, тканевой формы жизни в природе нет. Нет организмов, состоящих только из эпителиальных или нервной ткани. Даже самые простейшие организмы состоят из сочетания тканей. Но существование организмов всех уровней организации стало возможным только потому, что в природе существует тканевая организация материи. Сочетание и взаимосвязь различных уровней организации биологических структур должны быть использованы при организации биосоциальной регуляции.
При ее организации необходимо учитывать еще и то, что в регуляции биологических структур имеет место параллельное действие линий регуляции. Например, линии нервной и гуморальной регуляции проявляют свое действие так, что быстрое и кратковременное влияние нервной системы сменяется более медленным и длительным действием гуморальной регуляции.
Противоположность действия наблюдается также и в каждой линии регуляции. Если, например, симпатическая нервная система усиливает и учащает сердечные сокращения, то парасимпатическая их ослабляет и замедляет, гормон адреналина выполняет функцию противоположную действию инсулина.
Анализ регуляторных процессов показывает, что в живой природе существует три линии регуляции. Они между собой взаимосвязаны, хотя и возникли на различных уровнях развития жизни. К ранним регуляциям (гуморальной и нервной) у более структурно-организованных организмов подключается высшая нервная деятельность. И, несмотря на ее дальнейшее совершенствование, все три линии регуляции сохранили и проявляют свое влияние в живых структурах. Поэтому их можно считать определяющими линиями регуляции, несмотря на то, что в более сложных структурах биологической организации и определяющим линиям подключаются дополнительные схемы.
Например, пищевые цепи играют очень существенную роль во взаимоотношениях между организмами. Они могут вызывать их гибель и в то же время обеспечивают им выживание. Но с обрывом одних звеньев в цепи питания организмы могут переходить на другие. А вот когда отказывает одна из определяющей линии регуляции, то все остальные не смогут ему обеспечить выживание. Быстрота его гибели наступает в соответствии со значимостью линии регуляции.
Наибольшее значение имеет нервная регуляция, так как через нее организм обеспечивает взаимосвязь с окружающей средой; воспринимает действие ее факторов и организует ответную реакцию, мобилизуя в отдельных случаях все свои ресурсы и ресурсы всего организма.
Особенно повышается роль нервной системы у высокоорганизованных организмов и, прежде всего, у человека. Здесь, наряду с биологической ролью нервной системы, проявляется и ее мыслительная, интеллектуальная, то есть социальная роль. Именно эти возможности нервной системы и обеспечили возникновение у людей социальных отношений и впредь должны способствовать их дальнейшему развитию.
Способность нервной системы к разнообразной интеллектуальной деятельности дает возможность человеку оказывать влияние на окружающую среду, а через нее влиять на другие линии регуляции и в целом на жизнедеятельность всего организма. В этой связи, эта линия регуляции человеком должна быть максимально использована для дальнейшего совершенствования не только самого человека, но и всего того, что его окружает, то есть она должна делать то, что мы называем обобщающим словом "обучение". Это понятие следует понимать в более широком смысле, так как наряду с прямым, скажем, школьным обучением, должно идти обучение через организованную ситуацию, которая ставит организм в определенные рамки поведения и действия.
Ситуация должна охватывать не только отдельные виды или популяция живых организмов, а в целом всю биосферу планеты.
Для организации такой глобальной ситуации необходимо, чтобы трем основным линиям регуляции биологических систем соответствовали три линии регуляции системы социальной.
При этом еще очень важно учесть и принцип "равноправия" социальных регулирующих структур на всех уровнях организации системы.
Использование принципов биологических структур регуляции позволит развивать социальную систему по естественному пути. Наконец у человечества появится возможность создать биосоциальную систему, с согласованными взаимосвязями биологических и социальных структур.
Основными принципами их согласования и расположения, как по вертикали, так и по горизонтали, должны стать природные принципы регуляции.
Именно природа нам подсказала и демонстрирует в действии три основные линии регуляции. Эти линии и должны лечь в основу биосоциальной регуляции и обеспечить регуляцию жизнедеятельности, как отдельных организмов, так и всей социальной системы в целом.
Их взаимовлияние, взаимосвязь и расположение в системе должны быть естественными. Как и в природной среде, каждая линия регуляции строго должна выполнять свою регулирующую функцию во взаимосвязи с другими линиями регуляции.
Именно благодаря взаимосвязи регулирующих структур и обеспечивается жизнедеятельность целостного организма. А по мере его эволюционного усложнения подключались и более сложные, и главное, более совершенные регулирующие структуры. Например, у современных высших классов животного мира, и особенно у человека, наряду с ярко выраженными гуморальной и нервной регуляциями особое место в поведении занимает высшая нервная деятельность. В совокупности своих действий эти линии регуляции и обеспечивают организмам выживаемость и процветание в сложной среде биосферы. Перенесенная схема регуляции из естественной среды в среду социальную должна обеспечить процветание человеческому виду.
Для этого необходимо провести аналогию между биологическими и социальными линиями регуляции.
Так как гуморальная регуляция получила развитие на основе внутриклеточных, а впоследствии и на основе более сложноорганизованных структур, и выполняет в них "производственную" функцию, то есть обеспечивает работу их органов, то в социальной среде ей тоже должна соответствовать та же функция, то есть функция социального производства
Основной принцип этой регуляции заключается в умении обеспечить стабильную работу производственных структур и в умении переключиться, перестроиться на новую конъюнктуру среды.
Основным потребителем продукции является окружающая среда, а соответственно, и определителем конъюнктуры производства. Конкретно ее определяет бытовая сфера деятельности человека. Его быт (включая смену моды, вкусов и интересов), очень быстро должна схватывать бытовая регуляция - идентичная нервной регуляции в естественной среде. В природной среде, для обеспечения самого совершенного поведения организма, получила развитие высшая нервная деятельность.
В социальной среде так же необходима быстрая и даже мгновенная и, в то же время, обоснованная реакция на производственно-бытовую деятельность человека. Эту функцию в биологических структурах выполняет высшая нервная деятельность, которой в социальной структуре должна соответствовать интеллектуальная регуляция. Она обеспечит согласование хозяйственно-бытовой деятельности человека и всего развивающегося человечества, так как все процессы его сложной деятельности следует рассматривать в развитии, как и всю сложную структуру биосферы.
Для лучшего представления и понимания биосоциальной регуляции предлагается обобщающая схема с ее последующим анализом.