Главная страница . Содержание

Биология и социальный прогресс.


Глава 10. Хозяйственная деятельность в биосоциальной системе.

3. Стратегия и тактика промышленного производства.

В основе современной хозяйственной деятельности лежит промышленное производство. В этой области человеческой деятельности наблюдались как эволюционные, так и революционные процессы. Эволюционно человечество накапливало биологический потенциал для революционного скачка. В результате такого скачка возникает принципиально новая технология, которая приводит к изменению не только производства, но и всего уклада жизни людей.

Промышленная революция в Англии дала мощный толчок процессу накопления и реализации промышленного потенциала. В результате человечество начало быстро подниматься по виткам спирали прогресса.

Сроки поднятия резко сокращаются с каждым витком промышленной спирали. Современное производство уже находится в начале очередного витка, когда гибкое производство, основанное на использовании робототехники, приводит к небывалому повышению производительности труда. Роботы, выстроенные в одну технологическую цепочку, уже в настоящее время могут непрерывно работать до 80 процентов суточного времени.

Сегодня роботы освоили сотни операций, и предела в их дальнейшей унификации не будет. Освободив человека от тяжелого и рутинного труда, роботы в условиях индивидуально-общественной собственности не подменят, не вытеснят человека с производства, а только дадут ему возможность полнее проявить свои творческие способности, направленные на совершенствование "умного" производства. Только на первый взгляд роботизированная технология будет казаться безлюдной. За могучим движением техники всегда останется человек, мыслительные способности которого не заменит ни одна машина.

Но это не значит, что человек может себе позволить на каком-то этапе остановиться в своем развитии. Ситуация, которая сложится в условиях индивидуально-общественной собственности, будет постоянно подталкивать его к прогрессу. Общение с "умными" машинами постоянно будет стимулировать его к интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Уже современная робототехника требует от человека особых качеств. Чтобы по настоящему обслуживать японские роботы, нужно быть японцем, так считают те, кто имеет дело с этой техникой.

В перспективе на этот уровень поднимется все человечество, на основе индивидуально-общественной формы собственности, которая каждого жителя планеты будет заставлять мыслить, искать и быстро использовать то, что уже открыто другими. В этом деле не потребуются циркуляры или разъясняющие и доказывающие уговоры. В новых условиях каждый заинтересован во всем новом и в быстром его внедрении.

Это и есть ситуация прогресса и не только в технологии, но прежде всего прогресса самого человека. Если он не будет знать передовой мысли в технологии, то и не сможет двигать прогресс вообще. Тут, как говорят, "Если хочешь жить, то придется вертеться". В одиночку выжить, даже самому сильному, самому умному, не удается. Динозавры мезозойской эры, не имея врагов и обладая могучей силой, не смогли устоять перед пришедшими им на смену млекопитающими. А вот так называемые общественные насекомые муравьи, термиты, пчелы, сообщества которых представляют собой высшую по сложности функциональную биологическую систему, здравствуют и поныне.

Разница между этими организмами очень большая. У динозавра отмирание одного органа ведет к гибели всего организма, а гибель отдельного члена сообщества у пчел никакого заметного влияния на их сверхорганизм не оказывает.

По такому принципу строится все биосоциальное производство, в котором принцип "один за всех, и все за одного" принимает целенаправленный характер. А человек не уподобляется черному ворону из поэмы. А. Вознесенского "Оза", где в одном из эпизодов рассказчик вступает в диалог с вороном, рисуя перед ним самые заманчивые, со своей точки зрения, перспективы. "Будешь ты великий ментор, бог машин, эксперимента, будешь бронзой монументов, знаменит во все края...", "Уничтожив олигархов, мы настроим агрегатов, демократией заменим короля и холуя..." и т, д. Ворон же в ответ повторяет одну и ту же фразу, и каждый раз к месту: "А на фига?"

Поэт с вороном "попугаем" разделался сравнительно просто.

"...Как сказать ему, подонку,
Что живем, не чтоб подохнуть -
Чтоб губами тронуть чудо
Поцелуя и ручья...
Чудо жить необъяснимо.
Кто не жил -
Что спорить с ним?
Можно бы, да на фига?"

В реальной жизни ситуация сложнее. В данном случае ворону нет никакого интереса от рисуемых ему благ в совершенно непонятных ему ситуациях. Ситуация должна быть такой, в которой ворон, добывая себе пищу, совершенствовал бы и процесс ее добычи, а соответственно, и свою биологическую структуру, доводя ее до высшего совершенства, совершенствуя при этом всю культуру в целом, и не только отдельных индивидуумов или популяций, но и всего вида в целом.

Роль промышленного производства в этом важном деле, можно сказать, является определяющей, т. к. от него зависит прогресс не только в собственной отрасли, но и в других отраслях народного хозяйства. Есть у него и отрицательные моменты.

Промышленное производство породило экологическую проблему на планете. Для ее ликвидации необходимо сделать его биотехническим, то есть вписать его в окружающую среду. У современного производства с окружающей его средой сложились антагонистические взаимоотношения. Это связано с тем, что только небольшое число стран имеет высокоразвитое машинное производство, что послужило причиной исключительной его концентрации и урбанизации. Все это привело к гибели естественной среды на обширных территориях планеты.

Учитывая печальный опыт прошлого, мы должны стремиться к тому, чтобы не повторять его в будущем. А это значит, что две среды, естественная, и искусственная должны соединиться таким образом, чтобы стать органическим сочетанием биотехнической цивилизации.

В ней машины полностью заменят человека в процессе производства. Человеческий труд потребуется только для модернизации, реорганизации и дальнейшего развития технической мысли. По характеру функционирования такое производство, как и в биологических структурах, будет представлять саморегулирующуюся систему, приспосабливающуюся к изменениям среды, в которой она работает.

Роль человека в этом процессе приобретает определяющее значение, направленное на симбиоз био- и техносферы.

Только такое производство способно вписаться в сверхорганизм биосферы. Но к этому необходимо подготовить все человечество. Для этого оно должно иметь полноценную биогенетическую базу, то есть быть равноценным и равноправным, так как нет, и не может быть социального равенства людей без их биологической полноценности.

В условиях индивидуально-общественной собственности создается ситуация для генетического выравнивания человечества, а соответственно, и подготовки его к биотехническому производству, основы которого закладываются уже сейчас. В Японии, например, технополисы, где "под одной крышей" будут собраны мощные научно-исследовательские центры и предприятия передовых отраслей промышленности, а природа сознательно остается в неприкосновенности.

Такие технополисы в будущем окажутся распространенными по всей планете. Приближенные к источникам сырья и оснащенные высокопроизводительным оборудованием, они обеспечат человечество дешевыми товарами, поднимут его генетический потенциал до индустриального уровня и впишутся в окружающую среду, так как работа технических центров будет направлена не на перемалывание природного сырья, а на разумное удовлетворение жизненных потребностей человека.

Человек - собственник, человек - интеллектуал не станет запредельно насиловать природу, зная, что другого места для него на Земле нет. Все это позволит поднять технологическую культуру до такого уровня, что отходы одного производства станут сырьем другого и промышленность будет функционировать аналогично биологической экосистеме, в которой распад идет до конечных продуктов (Н2О и СО2), а они используются для фотосинтеза.

Но как бы люди бережно ни относились к природе, а строить все же придется, и издержки при строительстве будут. Сделать их минимальными - наша задача.

Назад . Содержание . Далее


Hosted by uCoz