Нужен ли человеку транспорт? На первый взгляд вопрос может показаться наивным, так как природа не располагает транспортными путями для своих обитателей. Но это только на первый взгляд.
Природа изобилует тропами, проложенными животными к местам водопоя, кормления, солевым источникам и т. д. Рискуя своей жизнью, животные регулярно пользуются привычными местами до тех пор, пока не иссякнут запасы того, что их привлекает. Например, пересохнет ручей или когда израсходуются запасы корма. А если взять птиц, то они преодолевают тысячи километров пути для того, чтобы вернуться в свои родные места и вывести потомство.
Также мигрируют и рыбы. Угорь в этом плане заслуживает особого внимания. А вот растительные организмы, от рождения и до смерти, в большинстве своем, находятся на одном месте. Значит ли это, что они на этом месте могут обеспечить свою жизнедеятельность всем необходимым?
Для ответа на этот вопрос необходимо вникнуть в суть их потребностей. А требуется им для обеспечения своей жизнедеятельности углекислый газ, вода и минеральные соли. На свету происходит синтез органических веществ. И, если проанализировать, что, откуда и как поступает, то оказывается, что окружающая среда способна обеспечить мало транспортабельные растительные организмы за счет мобильности своих факторов.
Свет падает прямо на листовые пластинки, основной орган синтеза органических веществ, от основного источника света на Земле - Солнца Вода всасывается корнями из почвы, а в почву она поступает в результате действующего механизма "круговорота воды в природе". Углекислый газ растения берут из атмосферы, которая находится в постоянном движении. Минеральные соли в растворенном виде к растению поступают с помощью подземных и грунтовых вод. И если в эту систему не вторгаться, то растение сколь угодно долго может обеспечивать себя и минеральными солями за счет гниения ежегодно образовавшейся органической массы.
Подобно растениям, которые десятилетиями и столетиями живут на одном месте, должен так же жить и человек. В зависимости от природной зоны, он по возможности будет обеспечивать свои жизненные потребности за счет местных ресурсов, а все отсутствующее, но необходимое доставлять из других зон и регионов с помощью средств транспорта.
Транспорт человеку необходим сейчас, потребность в нем останется и в будущем. Но почему тогда Маркс назвал транспорт и всю транспортную промышленность "неизбежным злом"? Такое мрачное определение возникло только из-за того, что за транспортные достижения необходимо платить. И чем совершеннее производство, а соответственно и транспортные средства, перевозка тонны груза обходится дороже. Это связано и с дополнительными затратами на производство более совершенных транспортных средств, но главное, в связи с современным уродливым размещением производства, дополнительными расходами на перевозку грузов часто очень на большие расстояния.
Сегодня каждая тонна товарной продукции, производимой в стране, проделывает в среднем чуть ли не 900 километров пути. Для перевозки многих грузов приходится использовать дорогостоящие виды транспорта, а по отдельным грузам, когда возникает острая необходимость в срочной доставке, используют сверхдорогие виды транспорта. И получается, что в среднем тонна груза, ничуть не прибавив ни в количестве, ни в качестве, а иногда даже и потеряв кое-что в пути, становится дороже своей первоначальной стоимости.
В условиях современного производства приходится перевозить миллиарды таких тонн. А это значит, что "неизбежное зло" продолжает усиливать свое влияние и давление на экономику.
Транспортные расходы - одна из проблем хозяйственников, но еще большая проблема кроется в организации транспортных возможностей для удовлетворения постоянно возрастающего спроса. Эта ситуация и заставляет постоянно думать над усовершенствованием существующих видов транспорта и организацией новых транспортных средств. Эта же проблема и заставляет людей строить густую сеть транспортных магистралей. В промышленно-развитых районах планеты транспортные линии уже густой сетью покрывают территорию многих стран. Особенно это характерно для Европы и Северной Америки.
С одной стороны, это явление следует рассматривать как благо, так как густая сеть транспорта позволяет в условиях современного производства мобильно перебрасывать как готовую продукцию, так и сырье для ее производства на десятки, сотни и тысячи километров. А с другой стороны, наземная транспортная сеть уже вывела из строя огромную площадь часто очень плодородных земель, практически неподдающуюся рекультивации. При строительстве транспортных путей уничтожен верхний плодородный слой на огромных площадях. Для эксплуатации путей часто прихватываются территории, во много раз превышающие само транспортное полотно (примерно 1 га на 1 км дороги).
В этой связи следует подумать об этажности транспортных путей. Первый этаж - железнодорожные пути, а второй - автомобильные. И те, и другие могут пользоваться электротягой. И чтобы свести к минимуму царапания земли и уничтожение почвенного покрова, следует практиковать строительство трубопроводов и других транспортных путей на сваях. Все это перспектива, а пока нам следует привести в порядок существующие транспортные пути и транспортные средства, так как современные их конструкции еще не совершенные и здорово загрязняют окружающую среду, а соответственно пагубно действуют на живые организмы.
Все эти проблемы не просты, но в условиях биосоциальной системы, основанной на индивидуально-общественной собственности, когда каждый будет заинтересован в самом производительном варианте своего производства и когда малейшие изобретения, в том числе и в области транспорта, будут мгновенно использоваться всеми, эти проблемы вполне разрешимы. В таких условиях каждый житель планеты станет равноправным хозяином, и каждый будет заинтересован в том, чтобы его место обитания радовало эстетически совершенный глаз и обеспечивало здоровую среду для его жизни и жизни последующих поколений. Каждый человек станет ежедневно думать о том, как ему лучше сделать, как уберечь то, что его кормит и одевает, как его приумножить и в лучшем виде передать все это в следующее поколение. Используя естественную потребность, каждый житель планеты ежедневно будет приводить в порядок не только свой дом, но и все, что его окружает, а практически это значит, что все человечество ежедневно приводит в порядок нашу планету.
От такого внимания она станет еще прекрасней и не только в отдельных уголках, а практически на всей территории, потому что биосоциальная система позволит рассосредоточить производство, приблизить его к источникам сырья, а соответственно и резко сократить перевозки и стоимость производимой продукции. Будет перевозиться самое необходимое, без чего невозможно обойтись. В условиях индивидуально-общественной собственности каждый задумается над тем, что ему завозить, а без чего можно и прожить, используя в большей мере то, что производит его регион.
Нет основания сомневаться в том, что ситуация биосоциальной системы позволит принимать самые рациональные решения в области развития и использования мирового транспорта, так необходимого для совершенствования и прогресса человеческой деятельности.