Главная страница . Содержание

Биология и социальный прогресс.


Глава 2. Эволюция эволюционных идей.

Когда хотят подчеркнуть медленное развитие, то употребляют слово эволюция. В наши дни это слово употребляют в различных смыслах, но всегда, когда идет речь об эволюционном развитии, подразумевается происхождение Вселенной и развитие органического мира на Земле естественным путем.

1. Первопроходцы.

Зорок взгляд их, надежны их руки,
И мечтают они лишь о том,
Чтоб пройти им во славу науки
Неизведанным прежде путем.
Р. Рождественский.

Объяснить сложные явления развития природы пытались еще древнегреческие философы. Высказанные многими из них мысли заслуживают внимания и в наше время. Например, природа ископаемых останков животных и растений была понята ими более чем за 500 лет до н. э. Греческий философ Ксенофан Колофанский утверждал, что ископаемые остатки есть остатки организмов, некогда живших на Земле. Эту точку зрения разделял и Аристотель, который пытался проникнуть в природу живых организмов, понять сущность жизни, ее происхождение и развитие.

Фалес, Анаксимандр, Анаксагор, Эмпедокл - вот имена первых греческих эволюционистов. Их учение проникнуто единством всей природы и постоянной сменой ее форм. Анаксимандр считал, что все живое возникло в воде под влиянием солнечного тепла, а человек произошел от животных, похожих на рыб.

Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Аристотель высказывали мысли, совпадающие с теми, которые лежат в основе учения о естественном развитии в наши дни. А Гиппократ удивил даже самого Дарвина. Будучи, уже всемирно известным ученым, Дарвин обратился к его работам, пытался разобраться в непонятных вопросах наследственности и обнаружил, что между взглядами этого древнею философа на наследственность и его собственными оказалось много общего. "Этот случай, - писал он, - хороший пример того, как редко что-нибудь можно назвать новым". А вот все то старое, которое накопили древнегреческие философы, пытаясь проникнуть в природу живых организмов, понять сущность жизни, ее происхождение и развитие, позднее встретило резкий отпор со стороны раннего христианства. "Зачем изучать природу, если близок конец мира", - заявляли служители культа. По этой причине изучение природы в средневековье не было в почете, более того, оно считалось опасным. Труды Аристотеля, Гиппократа и других древнегреческих философов были забыты, а вместо научного изучения природы в средневековье господствовало воззрение на нее в духе "священного" писания, усматривавшего во всем мудрую целесообразность, носившую изначальный характер. Под выражением "изначальная целесообразность" понималось полное соответствие организма или органа цели, якобы поставленной творцом при его создании. Эти представления поддерживались правящими кругами и церковью и просуществовали до XIX века.

Но, несмотря на жестокую цензуру и преследования, в недрах средневековья продолжают развиваться и эволюционные мысли. В IV веке Василий Великий, говоря о сотворении мира, писал, что илистые и болотистые места могли дать жизнь лягушкам и комарам, земля и вода одарены продуктивной силой, которая при них останется до конца. Это же предполагали и Григорий Нисский, и Августин Блаженный.

В XIII веке Фома Аквинский признавал, что некоторые животные могли образоваться значительно позже, чем бог сотворил мир. Во второй половине XVI века эволюционные идеи приняли более определенную форму благодаря Джордано Бруно. Он высказал мысли об эволюционном развитии видимой вселенной, за это "святая" инквизиция 17 февраля 1600 года отправила Бруно на костер.

Слога, произнесенные им, когда его приговорили к сожжению, "сжечь не значит опровергнуть", отражают суть эпохи того времени. Проще сжечь, чем опровергнуть. Но высказанные мысли не развеялись вместе с дымом костра, а были подхвачены и развиты дальше.

Следующие два века дали миру Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Лейбница, Ньютона. Эти мыслители нанесли сокрушительный удар представлениям о сотворении мира, показав, что в природе господствует закон, а не воля творца. И несмотря на то, что теория сотворения мира распространилась столь широко, тем не менее, голоса инакомыслящих становились все более слышны в громком хоре служителей церкви.

В XVIII веке великий шведский систематик Карл Линней (1707 - 1778 г.г.) привел в порядок те сведения, которые были собраны ботаниками и зоологами к этому времени.

Работая с растительным и животным материалом. Линней заметил, что не все так просто укладывается в его систему. Прежде всего, это гибриды и помеси, возникшие, конечно, после "сотворения мира". И будучи верующим, но принципиальным и честным ученым, он высказал по тем временам весьма крамольные мысли о том, что сама природа перемешала и умножила существующие виды. Линней понял, что и растения, и животные со временем менялись. И он из последнего издания "Системы природы" изъял утверждение о неизменности видов.

К концу XVIII века религиозная теория сотворения мира все более противоречила фактам, так как число известных видов растений и животных все увеличивалось. Сам Линней описал 8800, а через несколько десятков лет, благодаря Линнею, ботаники описали до 100 тыс. видов.

Число известных видов растений и животных все увеличивалось, и становилось очевидным, что все населяющие Землю живые существа произошли каким-то другим путем. К решению этой загадки приблизился французский естествоиспытатель Жорж Бюффон (1707 - 1788 г.г.). Он уловил идею эволюции в природе, проявляющуюся в изменчивости видов. Но его вынудили написать позорное отречение. "Я отказываюсь от всего, что в моей книге относится к образованию Земли и вообще от всего, что может оказаться в противоречии с рассказом Моисея", - написал он.

Несмотря на кажущееся поражение развитие эволюционных взглядов продолжалось. Появились работы ученых разных стран, способствующие его формированию. Это Эразм Дарвин (дед Ч. Дарвина) в Англии. Окен в Швейцарии, Тревиран, Гердер и Гете в Германии.

Некоторые из этих имен почти забыты, и это произошло, возможно, потому, что более яркие звезды затмили их своим блеском: Жорж Кювье, Жоффруа Сент-Иллер, Ламарк.

Жорж Кювье (1769 - 1832 г.г.) - великий французский палеонтолог, основатель сравнительной анатомии, ясно видел отличие ныне живущих форм от ископаемых, но не замечал между ними никакой связи. Он считал, что виды животных и растений возникли независимо один от другого, но признавал их неизменность. А отличие ныне живущих форм от ископаемых объяснил теорией катастроф, согласно которой творец заново творил все после каждой катастрофы.

Этьен Жоффруа Сент-Иллер (1772 - 1844 г.г.),    французский   зоолог, объяснил изменяемость видов непрерывными воздействиями внешней среды, особенно факторами атмосферы. Например, уменьшение углекислоты в воздухе обусловило развитие птиц и их предков   - рептилий.   Более интенсивное дыхание привело к повышению температуры крови, активизации нервной и мышечной   деятельности, превращению  чешуи перья и т. д. Но изменения в атмосфере были слишком слабым   фактором для такого превращения, и поэтому его гипотеза не встретила поддержки.

Главная его заслуга была в том, что он отстаивал единство образования органических форм и их глубокую родственную связь. В его работах заключалась интересная мысль о том, что внешние условия могут воздействовать на зародыш организмов, вызывая резкие изменения в их организации. И, несмотря на то, что в знаменитом споре 1830 года между Кювье и Сент-Иллером в Парижской Академии Наук победа досталась Ж. Кювье, но, как сказал Гете, "синтетический способ созерцания природы, проводимый Жоффруа Сент-Иллером, теперь уже никогда не будет оставлен".

До начала XIX века эволюционные взгляды витали в виде отдельных положений, высказываний, открытий. Обобщающей теории на тот счет еще не было. И только в 1809 году французский естествоиспытатель Жак Батист Ламарк (1744 - 1829 г.г.), в возрасте 65 лет, решил обнародовать свою эволюционную теорию в классическом труде "Философия зоологии". Это первое за всю историю развития эволюционных взглядов связное и строго доведенное до всех логических следствий учение о происхождении видов было достойно удивления.

Но эта теория опередила время и не была понята современниками. В этой работе Ламарк впервые провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы. Виды организмов неодинакового возраста развивались один после другого и проявляют только относительное, временное постоянство: из разновидностей возникают виды.

Различия в условиях жизни действуют изменяющим образом на организацию, общую форму и отдельные части животных. Первоначально возникли только простейшие и самые низшие животные и растения, и только впоследствии они получили крайне сложную организацию.

Жизнь есть только физический феномен. Все жизненные явления основаны на механических, физических и химических причинах, лежащих в свойствах самой органической материи. Эти высказывания являются смелыми не только для того времени, но и не совсем осмыслены в наши дни.

И когда возникла, через пятьдесят лет, дарвиновская идея естественного отбора в борьбе за существование, она оказалась более понятной и очень быстро стала завоевывать человеческие умы. К ламаркизму и к ламаркистам стали относиться с пренебрежением, но далеко не все.

В 1830 году в Англии Чарлз Лайель опубликовал блестящее исследование - "Основы геологии", фактически преобразившее эту науку, поставив ее на современную научную основу, доказав, что совершающиеся и поныне изменения поверхности Земли носят эволюционный характер в противовес теории катастроф Ж. Кювье. Лайель отозвался о "Философии зоологии" Ламарка весьма благосклонно.

По словам самого Дарвина, он не раз заставлял его ворчать, говоря, что его идеи очень напоминают идеи Ламарка. Вначале Дарвин относился к труду Ламарка резко отрицательно, но позже, когда вопрос изменчивости им не был решен, то он сделал вывод о том, что недооценка им этого труда была большой ошибкой, и чти в "Происхождении видов" он обратил сравнительно мало внимания на роль факторов среды,   действующих независимо от естественного отбора.

К. А. Тимирязев по этому случаю писал: "По отношению к растениям Ламарк стоял на строго научной почве фактов, и высказанные им мысли сохранили полное значение и в настоящее время. Источником изменения он считал исключительно влияние внешних условий - среды. Стоит указать на лютик, представляющий две формы, смотря по тому, растет ли он в воде или на воздухе, которые предшественники Ламарка принимали за два самостоятельных вида.

Он указывал на особенности этих растений (то развитые стебли с рассеянными листьями, то укороченные стебли с сидячими на земле розетками листьев), указывал на появление и исчезновение колючек - все в связи с переменой условий существования. Можно сказать, что если бы Ламарк ограничился своими ботаническими воззрениями, потомство без оговорок признало бы его одним из блестящих пионеров эволюционного учения, выдвинувшего вперед несомненно важный фактор изменчивости органических существ - действие внешних условий". (К. А. Тимирязев. 1939 г. Т. О, стр. 249).

Различие точек зрения говорит о том, что единая теория эволюции еще не создана. Это значит, что механизм эволюционного развития человечеством до конца не познан, а соответственно и не осознано эволюционное совершенствование живых существ. Такая серьезная теоретическая недоработка будоражит практическую деятельность людей и заставляет их прилагать усилия для более глубокого изучения процессов эволюционного развития.

В этих условиях, для пользы дела, необходимо сопоставить два взгляда на эволюцию, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, и на этой основе глубже понять процессы развития природы, а соответственно, и процессы развития человеческого общества.

Назад . Содержание . Далее




Hosted by uCoz