...Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье...
В. И. Ленин.
Жизнеспособность любой системы, социальной или биологической, зависит от ее способности обеспечивать потребности своего населения в факторах, поддерживающих его жизнедеятельность.
Биосоциальная система, с заложенными в ней принципами регуляции и распределения материальных благ на основе индивидуально-общественной собственности способна организовать всю социальную жизнь человека, в том числе и его хозяйственную деятельность, которая была и остается определяющей независимо от уровня развития социально-экономической формации.
По мере совершенствования хозяйственной деятельности человечеству требовалось все больше и больше факторов среды для ее обеспечения. Многочисленные факторы, обеспечивающие жизнедеятельность человека, можно подразделить на две группы.
1. Абиотические - объединяют все компоненты неживой природы, влияющие на организм.
2. Биотические факторы - это всевозможные взаимодействия, которые возникают между организмами.
Длительное время люди больше внимания уделяли второй группе факторов и недооценивали первую. Думалось, что человека можно оградить от нежелательного воздействия факторов неживой природы, а целенаправленное влияние на его мозг и психику позволит создать послушного труженика, способного приблизить светлое будущее человечества.
Такое вольное толкование законов природы стало возможным потому, что концепцию "случайности" определили господствующей в биологической науке. Сегодняшнему человечеству уже пора понять и признать, что функционально-структурные модификации возникают как под влиянием абиотических, так и биотических факторов среды, а также и при их взаимодействии.
Необходимо признать еще и то, что не может человек полностью защитить себя от их действия. Да и нужно ли это делать? Может быть, будет проще организовать взаимоотношения между антропогенной деятельностью и природными сообществами таким образом, чтобы между ними не возникали антагонистические отношения, и на этой основе строить все многообразие человеческого бытия.
Для реализации этой задачи необходимо иметь глубокие знания, как в области биологии, так и в социологии, а главное - научиться применять их в сочетании и во взаимодействии в практической деятельности человека.
В этой связи народное образование и наука имеет определяющее значение.